Для лиц с ограниченными возможностями здоровья утверждены и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы начального и основного образования МОУ «ООШ № 2 п. Карымское» обучающихся с ОВЗ (различных вариантов, исходя из потребностей обучающихся). Обеспечено предоставление бесплатных учебников и учебных пособий, иной учебной и художественной литературы. «Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Обучение и воспитание происходят как в ходе уроков, так и во внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ организована урочная деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня организована внеурочная деятельность, направленная как на реализацию программ коррекционной работы, так и на реализацию дополнительного образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья участвуют в школьных проектах, социально-культурных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах.
С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся с особыми образовательными потребностями осуществляется:
оказание первой медико-санитарной помощи;
определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН и соблюдением рекомендаций ТПМПК;
ведется пропаганда здорового образа жизни;
созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей;
созданы условия по обеспечению безопасности детей во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с детьми во время пребывания в учреждении;
кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
в учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют необходимый уровень образования и прошли курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор.
Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.
Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.
Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин: доступность – получение образовательных услуг по месту жительства;
социализация и социальная интеграция ребенка в социуме, так как дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях; личностный подход – за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных, которые учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в любой образовательной организации поселка Карымское, в том числе в МОУ «СОШ № 2 п. Карымское» по выбору семьи с учетом их психофизиологических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК и с письменного согласия родителей (законных представителей), создаются специальные условия обучения и воспитания, включающие:
- реализацию адаптированных образовательных программ;
- вариативный набор программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
- организацию доступной среды;
-предоставление специальных учебников;
-организацию услуг специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, ассистента, социального педагога);
- оказание коррекционной помощи.
В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означает, что об учёбе придется забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух формах.
Надомное обучение - это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой, либо проводит уроки дистанционно. Для перевода ребёнка на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявления родителей (законных представителей). Все организационные вопросы решает школа.
Семейное обучение - это форма получения образования вне учебного заведения. Организация учебного процесса и ответственность за образование детей лежит на родителях.
Для улучшения качества образования и комфортного пребывания ребёнка с ОВЗ в школе функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк) ППк- постоянно действующий, объединённый общими целями, скоординированный коллектив, обеспечивающий оптимальные условия для обучения и воспитания каждого конкретного ребёнка в соответствии с их возрастными нормами и индивидуальными особенностями. Кроме проведения комплексного психолого-педагогического обследования детей, ППк оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей.
Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?
Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательной организации необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Какие документы нужны для обследования?
Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:
- заявление родителя (законного представителя) ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК;
- документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка.
Также необходимы документы в соответствии с выбранной при подаче заявления на ЦПМПК целью обращения:
- создание специальных условий образования;
- создание специальных условий ГИА (ГИА-9, ГИА-11);
- консультация родителей (законных представителей) специалистами ЦПМПК.
Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении имеются в наличии оборудованные учебные кабинеты, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, оснащенные необходимым оборудованием для проведения коррекционно-развивающих занятий, объекты для проведения практических занятий, библиотечно-информационный центр, объекты спорта, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Организован доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Официальный сайт школы также адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).